Jump to content

Мракобесие и борщевичность


Recommended Posts

"Ковидобесие" и "икота".

 

У уважаемого Дмитрия Хабарова в FB прочел интересную мысль: "антропологи многократно описывали ситуации, когда провинившийся член примитивного сообщества приговаривался шаманом/жрецом к смерти в присутствии племени, после чего в течение нескольких дней послушно умирал. Интересно, что на белых людей и представителей других племен заклятие совершенно не действовало: они не разделяли веры в его действенность и не признавали его внутренне. Думаю, немалая часть ковидной смертности связана именно с массовым внушением СМИ и вызванной им общественной паникой".

 

И тут в голове неожиданно сложилось следующее - вне многогранной темы Ковида мне эта ситуация напомнила этнографию архангельского Пинежья.

 

В частности знаменитую "икоту" (сглаз, порча передаваемая через еду и питье), которую деревенские бабки-знахарки "подсаживали" своим "суседям" от Архангельска и Вологды до Коми. Помнится исследователь пинежской чуди Сергей Григорьев описывал как с ним и его "чудской активностью" боролись местные недоброжелатели из Нюхчи. Они били стекла и пытались навести на Григорьева "икоту". Но вот проблема, "икота" на москвичей с высшим образованием не действует. Зато еще как действует на людей из местных сообществ. Пинежане "икали" целыми сельсоветами еще в 1960-тых, во времена развитого социализма, лаяли по собачьи, выли, рычали, говорили "загробными" голосами и тд. В общем массово участвовали в самой настоящей бесовщине.

 

Однофамилец Сергея, известный русский этнограф Александр Григорьев метко описал пост-чудские духовную культуру и психотип местного населения в своей книге "Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг.":

 

"Здешний народ еще очень легковерен, в особенности женщины. Еще прибегают к лечению наговорами, верят, что можно испортить человека, напустить на него кликушество ("икоту"), правда, женщины здесь довольно часто во время разговора начинают выкрикивать бессвязные фразы или ругань. Есть крестьяне и крестьянки, которые занимаются порчей и лечением. Женщины все страшатся второго пришествия; всякого человека, действия которого непонятны или необычны для них, они способны принимать за антихриста, как принимали за такового и меня, приводя в связь смущение мною народа (т. е. собирание старин) с китайской войной и считая оба эти явления предвестниками второго пришествия".

 

Прошло сто лет, как сон пролетели Революция, Советы, колхозы, ГУЛАГ, НТР, полёты Гагарина и "Бурана", распался СССР, затонула космическая станция "Мир", а на Пинеге северные русские, наследники средневековой чуди, все так же страшатся "икоты" и непонятных, опасных пришлых людей.

Про это мне рассказывала знакомая из Карпогор (одна из девушек на фото), находящихся от Нюхчи в 110 километрах, как их в детстве, в самом конце 1980ых годов, мамки и бабки учили не подходить к чужим старухам и дедкам, не брать ничего съестного, не пить чужого питья. Чтобы не "икать" потом.

 

А какие названия деревень между Карпогорами, топонима безусловно русского (в давние времена село называлось Карпова гора, потом название сократилось до Карпогор) и Нюхчей: Кулосега, Шуломень, Шуйга, Пимбера, Лавела, Явзора, Каскомень, Летопала, Веркола, Шотова, Ваймуша, Кеврола, Айнова, Киглохта, Немнюга, Шардонемь, Ёркино, Кушкопала, Хидгора, Чивикса, Шилега, Русковера, Церкова.

 

Русковера и Церкова, вообще огонь! Названия  связанные с христианизацией, причем по историческим временам относительно недавней, состоявшейся на рубеже XVII-XVIII веков (главный центр православия на Пинеге - Артемиево-Веркольский мужской монастырь появился не ранее 1635 года), так что даже в чудских названиях это отразилось.

 

"Русковера" живо напомнило выражение куженерских и сернурских марийцев называющих православие "рушвера" (русская вера), по-видимому, полная калька с пинежского или наоборот.

 

Ну и напоследок обратите внимание на антропологию пинежанок, очевидно, те самые новгородские словене на Пинеге, Вашке, Мезени (с их "замещающей колонизацией") абсолютная романовская историографическая мифология.

 

#пинега #русскийсевер #чудь

Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...

Любопытный обычай, справляемый Великой субботой, встречается в некоторых местах Курской губернии. Это обычай изгнания тараканов из дома.

Хозяйка верхом на палке трижды обходит свой дом и встает напротив входной двери и произносит: «Я в избу, а тараканы вон выходите!» Эту палку она вносит в дом и ставит возле переднего угла. Когда же хозяйка начинает выпекать куличи и готовить пасху, она совершает три земных поклона и ту самую палку выбрасывает в окно со словами: «Святая пасха в печь, а тараканы выходите из дома в чистое поле, на широкое раздолье!»

Солнечный день Великой субботы – будет теплое лето, если же пасмурный – лето будет дождливым.
 

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...
  • 2 weeks later...

 

«Одна баба захворала, старуха. Как ведь её звали… Оксиньей. Ой, плохо-плохо, плохо-плохо, ну, говорят: «Веди-ка её в больницу». Больница больно далёко была. Ну я и повела в больницу. Думаю: «Черти схватят, нападут, я убежу, старуху пока теребят, всё равно успею убежать». Старуху-то и положили в больницу. Обратно иду – ухохатываюсь, теперь собаки меня растерзают нафиг».

Link to post
Share on other sites

Овцы подсели на борщевик Сосновского и готовы заменить гербициды

youtube.com
 
Bevor Sie zu YouTube weitergehen
These woolly warriors are part of our grazing trial to see if sheep grazing can be utilised to control giant hogweed.
1622187990-55e209d450d97c26c1f260a12861f
 
В течение последних трех лет команда энтузиастов и ученых из проекта «Инициатива Шотландии по инвазивным видам» (SISI) проверяла возможность использования овец для контроля борщевика Сосновского. Об этом рассказывают Филиппа Джеррард и Киран Битти в своей статье на портале www.pressandjournal.co.uk.

В Шотландии борщевик Сосновского является инвазивным и крайне опасным растением: его токсичный сок может вызывать ожоги, волдыри и даже слепоту при попадании в глаза. Вырастая в высоту до двух метров, борщевик Сосновского образует плотные непроходимые насаждения и заглушает все близлежащие растения.

В течение многих лет землевладельцы Шотландии вели химическую войну с этим гигантским сорняком, но без особого успеха. В прошлом году мягкая зима и продолжительные периоды проливных дождей способствовали распространению гигантского борщевика на берегах рек Шотландии, а социальные блокировки из–за COVID–19 усложнили проведение химобработок.

Однако есть хорошие новости: решить проблему с самым ненавистным растением в стране способны овцы – они мало того, что невосприимчивы к ядовитому соку, но при прочих равных предпочтут съесть именно зловредный борщевик. Команда SISI в настоящее время проводит последний год практического эксперимента, чтобы выпустить руководство «овцы против борщевика» к 2020 году.

Карен Мюллер, руководитель проекта в SISI, что удалось узнать много интересного: «Это третий год проекта. В 2019 году мы начали с большого количества овец – 25 штук. Это был первый раз, когда животные столкнулись с гигантским борщевиком, поэтому им потребовалось некоторое время, чтобы развить вкус к борщевику. Но как только они распробовали, то принялись выполнять очень эффективную работу по потреблению гигантского борщевика на участке.

Минус – попутно вытаптывались и другие растения, поэтому в 2020 году мы сократили поголовье и примерно наполовину сократили количество дней выпаса овец, чтобы посмотреть на дальнейшее развитие событий. Мы обнаружили, что овцы по–прежнему эффективно ели гигантский борщевик, и в меньшей степени остальную растительность, но все еще продолжался некоторый перевыпас.

Таким образом, в этом году мы держим 12 овец на территории и продолжаем сокращать часы выпаса: по сравнению с 2019 годом это примерно на 70% меньше. Окончательные выводы будут сделаны осенью».
Постоянный выпас овец победит энергию стержневого корня

Ожидается, что количество растений борщевика сократится в период выпаса, как это было зарегистрировано в предыдущие два года, но это не означает, что сорняк находится под контролем.

«Требуются непрерывные усилия в течение нескольких лет, пока энергия стержневого корня не будет полностью исчерпана», пояснила Мюллер.

Подобно моркови и одуванчикам, борщевик Сосновского наделен сильным стержневым корнем, который глубоко закреплен в почве и содержат достаточно энергии для многократного отрастания.

Каждый раз, когда овца съедает надземную часть, растение должно использовать все больше и больше энергии, пока в конце концов силы его не иссякнут.

Эксперимент доказал, что овцы определенно любят гигантский борщевик и что выпас скота может уменьшить распространение растения и в конечном итоге полностью его уничтожить.

https://www.agroxxi.ru/zhivotnovodstvo/stati/ovcy–podseli–na–borschevik–sosnovskogo–i–gotovy–zamenit–pesticidy.html
 
Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...

Сорока в народном сознании сопоставлялась не только с доброй бабушкой-повитухой, но и с более зловещими персонажами – ведьмой, вещицей (от слова ведать) или знающей.

 

Сорока считалась птицей не только вещей, но и зловещей – она могла накликать беду или смерть.

 

Вещицы – это ведьмы-оборотни, которые обычно вдвоем залетали через печную трубу в дом к беременной бабе. Вещицы похищали плод, заменяя его во чреве обгорелой головешкой, краюхой хлеба или веником-голиком, жарили его и пожирали, сидя на печном шестке.

 

«Вещица, птица-людоедка - воплощенная судьба и смерть одновременно (представления о смерти как о похищении, поедании - одни из древнейших). В то же время, по поверьям многих народов, божества, которые могут похитить, съесть, уничтожить роженицу и ребенка, хотя и опасны, но необходимы. Видимо, образ, подобный вещице, согласно “мифологической логике”, объединяет в себе и божество, дарующее жизнь, и божество, ее отнимающее» (Власова М.Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь СПб., 1998. С. 85).

 

Считалось, что сорока своим стрекотанием способна предсказать рождение дитя. Любопытно, что очистительную молитву женщины через 6 недель после родов называли Сороковой.

 

Теперь, когда мы знаем это, нам становится понятно увязывание образа Сороки с малыми детками в известной потешке про Сороку-белобоку и других артефактах народной словесности.

 

#Русский_Север #семья #хозяйство #вера #этнография #запискивбукваре

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...